Калейдоскоп историй в польской венеции


[Bydgoszcz]

Открываю сезон-2023 поездкой в Бы́дгощ, город не слишком известный среди туристов, не слишком похожий на типичные польские города. Может, приезжающих отпугивает труднопроизносимое и не совсем благозвучное название? А зря, тут есть чем заняться на больших пасхальных выходных.

МАЛЕНЬКАЯ ВЕНЕЦИЯ

Мельничий остров (Wyspa Młyńska) ― самое красивое и романтичное место в городе. Дома, расположенные прямо у воды, очень напоминают Венецию.

Młyny Rothera

Kładka Wenecji Bydgoskiej

А ещё на воде можно встретить вот такую плавающую конструкцию, точно не могу сказать, что это, но похоже на кафе.

Кругом вода, вода, каналы, мостики. Гондольеров только не хватает! Хотя вместо них полно байдарочников и каякеров, так что название "Венеция" вполне оправдано.

Улицы местами напоминают Берлин, местами Амстердам. Вообще, как по мне, Быдгощ не похож на типичный польский город: микс знакомых мест со всей Европы, при этом очень гармонично сочетающихся.

Из традиционно польского, пожалуй, только площадь старого рынка, с цветными домиками, и несколько средневековых зданий.

Stary Rynek

Katedra pw. św. Marcina i Mikołaja, Sanktuarium Matki Bożej Pięknej Miłości

Помните знаменитого мага Твардовского? Тут его тоже не забыли. Каждый день в 13:13 и 21:13 в одном из окон на старом рынке появляется его фигура.

Mistrz Twardowski

Ещё один уже знакомый нам персонаж ― это математик Мариан Реевский, взломщик "Энигмы", который родился в Быдгощи.

На городских улицах встречаются вот такие "тотемные столбы", интересный подход к утилизации засохших деревьев. Подобное творчество мне не встречалось больше нигде в Польше, выглядит красиво.

Круговорот книг в природе (по-научному "буккроссинг") тоже реализован достаточно необычным образом ― в деревьях в парке. Прочитал сам ― оставь другим.

Забирать себе книги, конечно же, нехорошо, но устоять перед соблазном попробовать прочитать "Нарнию" на польском не получилось. Хотя я и не фанат, но в этой книге есть какой-то символизм: когда-то такой же найдёныш из секонд-хэнда стал одной из первых моих книг, прочитанных на английском.

А вот встретить такой экспонат было совершенно неожиданно. Не зря Быдгощ ― город воды, раз уж тут есть музей мыла и музей канализации, то почему бы и не появиться на улице... умывальнику.

С белыми салфетками и ароматным жидким мылом. У нас бы его спёрли вместе со всем содержимым.

И ещё немного симпатичных скульптур и зданий:

Trzy Gracje

Pomnik Walki i Męczeństwa Ziemi Bydgoskiej

Opera Nova

Rzeźba Flisaka

Ławeczka Ireny Jarockiej

Parafia Wojskowa pw. Matki Bożej Królowej Pokoju/Klasztor Bernardynów/Kościół Garnizonowy)
Разные названия одного и того же костёла. В пасхальный вечер там кучковались какие-то вояки в сопровождении полиции и служителей костёла

Bazylika św. Wincentego à Paulo

Mural "Panienka z okienka"

Kościół św Piotra i Pawła

Фигура канатоходца "Переходящий через реку" появилась в 2004 как знак вхождения Польши в ЕС. У скульптуры нет никаких подпорок, она ни к чему не привязана, и при этом её не сдувает ветер.

Przechodzący przez rzekę

Канатоходец сохраняет вертикальное положение, т.к. центр тяжести фигуры находится в центральной точке каната. Так что просто физика, никакой магии!

Ещё один узнаваемый символ города ― скульптура лучницы.

Rzeźba Łuczniczki

Появилась она тут ещё в начале 20 века, и стояла тогда в самом центре города, перед театром. В консервативном религиозном обществе обнажённая фигура лучницы была предметом споров и дискуссий.

Неизвестно, насколько правдива история появления скульптуры: якобы скульптору изменила его возлюбленная, а он решил, что раз другие мужчины видели её обнажённой, то пусть её такой видит и весь город. Были случаи, когда на фигуре появлялась одежда: наверное, некоторых слишком сильно беспокоили нормы приличия и морали.

Сейчас в городе две лучницы. Современная, более гибкая и грациозная, стоит возле здания оперы. А старая смущает жителей своей наготой в парке.

Łuczniczka Nova

У фонтана "Потоп" тоже есть своя история. Во время войны его переплавили на военные нужды, а восстановили только в 2014.

Композиция состоит из 3 сюжетов: главная часть представляет собой скалу, где изображен мужчина, спасший женщину, лев, женщина, которая погибла сама, но спасла своего ребёнка, и ещё один мужчина, карабкающийся на скалу. Вторая композиция ― это медведица, которая держит в зубах погибшего медвежонка. Третья скульптура ― мужчина, сражающийся с водяной змеёй.

Fontanna Potop

ВЗРЫВНОЕ ПРОШЛОЕ БРОМБЕРГСКОГО ЛЕСА

В результате первого раздела Речи Посполитой Быдгощ перешёл Пруссии, потом немцам. Город получил имя Бромберг и вернулся Польше только с окончанием 2 мировой.

На окраине города в одном из лесов стоят зеленовато-серые здания. Их даже не сразу заметишь среди мхов и деревьев, возникают словно из ниоткуда. Когда-то тут находился самый секретный гитлеровский военный завод по производству взрывчатки DAG Fabrik Bromberg.

Exploseum Factory DAG

Территория фабрики занимала 23 км², туда были подведены железнодорожные пути и дороги для вывоза готовой продукции. Такая огромная площадь была нужна, чтобы минимизировать последствия возможного взрыва: для каждой стадии изготовления взрывчатки использовалось отдельное здание, друг с другом объекты часто связывались туннелями и находились на разной высоте. Для маскировки на крышах высаживали растительность и деревья, стены красились в цвет хаки. Ближе к концу войны рядом даже построили деревянную подделку, чтобы обмануть пилотов во время ночных рейдов.

Основателем концерна DAG (Dynamit-Aktien Gesellschaft) был сам Альфред Нобель, изобретатель динамита

Фабрика DAG Fabrik Bromberg производила нитроглицерин, бездымный порох, TNT и нитроцеллюлозу

Сегодняшний музей Exploseum ― это около 1% бывшей фабрики, здания отлично сохранились.

ДОЛИНА СМЕРТИ

Голгофа 20 века, так ещё называют это место.

Dolina Śmierci

Мемориальный комплекс "Долина Смерти" создан в честь памяти жертв фашизма ― убитых жителей Быдгощи в октябре-ноябре 1939. Около 1200 человек, в основном интеллигенция: врачи, учёные, учителя, юристы, общественные деятели, духовенство. Ещё до оккупации города был составлен список людей, подлежащих уничтожению, позже его дополнили гестаповцы.

На пути к главному монументу стоят кресты, символизируя путь Иисуса Христа до места казни. Крестный путь заканчивается у 24-метровой стены, составленной из 700 крестов, окружающих его фигуру.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ МЫЛО ДУШИСТОЕ И ПОЛОТЕНЦЕ ПУШИСТОЕ!

А ещё кружки, подушки и прочие сувениры с изображением какашек и уточек. Такие экспонаты вы увидите, если придёте в самый необычный музей Польши ― музей мыла и истории грязи.

Muzeum Mydła i Historii Brudu

В средневековой Европе чистота не пользовалась популярностью. И причина не в том, что нечем мыться было. Те же древние греки или римляне знали, что такое баня ещё в 20-х годах до н.э., а первые упоминания о разных составах, которые использовались как мыло, датируются 2500 г. до н.э.

Обратите внимание на королевский трон: лёгким движением руки трон превращается... превращается трон...в королевский туалет!

Чистоту не одобряла...церковь. Бани считались источников разврата, поскольку были общими для мужчин и женщин, разделить купающихся как-то в голову никому не приходило. Помимо этого, купание смыло бы святую воду, в которой человека крестили. И вообще, духовного очищения можно достигнуть, только если ходить всю жизнь в скромных ветхих одеждах и не мыться.

Медики тоже подливали масла в огонь: водные процедуры утепляют тело, ослабляют организм и расширяют поры, следовательно, в очищенные поры проникнет заражённый инфекциями воздух ― и приветик. Поэтому часто люди мылись только 2 раза в жизни: при рождении и при погребении.

Полчища блох и клопов в средневековых замках никого не удивляли, для защиты от них придумали шёлковое бельё, палочки-чесалочки и должность королевского пажа-блохолова. У аристократов и знатных людей в моде были ароматные тряпочки, которыми протирали тело, мешочки с травами и розовая вода.

Что касается туалетной бумаги, то из всех представителей древнего человечества собственно бумагой пользовались только китайцы. Причём с размахом и изысками: по размеру она напоминала скорее современное полотенце и была пропитана благовониями. Азиаты и мусульмане использовали воду (и используют до сих пор, в Индии, например). Остальные ― кто во что горазд. Суровые викинги предпочитали сезонный вариант ― летом мох, зимой снег. Индейцы ― кукурузные початки. Простой люд пользовался травой и листьями, те, что поблагороднее ― тряпочками или комками шерсти.

В музее есть и такой сомнительной свежести экспонат: губка на палке, естественно, многоразового использования и естественно, общественная. Деревянные бочки или корыта тоже были общественными: после короля туда лезла и вся остальная свита, а чего тёплой воде зря пропадать!

В память о польском водном городе чистоты обязательно купите мыло ручной работы.

Малиновый кексик и пасхальные яйца ― только малая часть мыльных шедевров, которые можно найти в сувенирной лавке. А вот такая жёлтая печенька с начинкой из ракушек и кофейных зёрен― это моё собственноручно изготовленное мыло

Вряд ли сможете использовать его по назначению: скорее всего будете просто бесконечно любоваться им, так же как и я:)



Юзер, помни: спам и комментарии не по теме удаляем нафиг, так что не напрягайся!
КОММЕНТАРИИ
Имя:*

Текст комментария:*

Символы с картинки:*

Вход в личный кабинет
Логин:
Пароль:
Куда направимся?
Последние статьи