[Zielona Góra]
Речь пойдёт не об острове невезения из известной песни. Просто это первое, что приходит на ум,
едва отходишь от вокзала.
Уютный, зелёный и солнечный городок, который на 100% (нет, даже на 200!) соответствует названию.
На Польшу он совершенно не похож, мне он скорее напомнил южные районы Италии: расслабленные под солнцем
и немного пьяные. Когда во всей Европе льют дожди, в Италии стабильные +40 и синее небо. Здесь было
примерно так же: дождь встретил меня на слупском вокзале и сопровождал практически всю дорогу.
А в Зелёной Гуре ― солнце и тепло.
Фотографировать некоторые здания проблематично: всё утопает в яркой сочной майской зелени.
Даже на традиционном знаке любви к городу вместо красного сердечка ― зелёный листочек.
Город расположен среди холмов, красивыми видами можно полюбоваться на смотровой площадке пальмовой
оранжереи.
Несмотря на название, это всего лишь ресторан, где среди шикарных столиков растут экзотические пальмы,
кактусы и орхидеи. В здании 3 этажа, что в принципе, вполне логично, ведь кактусы в дикой природе
могут вырастать до 20 метров, не говоря уже про пальмы.
Palmiarnia Zielonogórska
Температура тоже соответствует тропикам, пальмы должны расти в комфорте и привычных для
них условиях. И если на 1 этаже в ресторане есть кондиционер, то на третьем настоящее пекло,
с влажностью как в настоящих джунглях.
Италии Зелёна Гура, естественно, никогда не принадлежала, только Пруссии и Германии, как и многие
города на западе страны. Но похожей на Италию, помимо солнца, её делает ещё одна вещь: вино.
Вино меньше всего сегодня ассоциируется с Польшей, но когда-то давно этот регион был известным
центром виноделия и самым северным виноградником Европы.
Винная история Зелёной Гуры начинается в 12 веке, когда здесь проходили важные торговые пути
из западной Европы на восток. Историки считают, что первые кусты винограда посадили торговцы или
поселенцы из Фландрии. В 16 веке более популярными стали пиво и водка, виноделие начало приходить
в упадок, войны 17 века ещё больше ускорили этот процесс. В 19 веке климат стал уже не таким
подходящим для выспевания винограда, а экономическая нестабильность окончательно заставила
отказаться от производства вина. После 2 мировой были попытки возродить эту некогда популярную
отрасль, но в итоге зеленогурский завод встретил новое тысячелетие полным банкротом.
Однако винное прошлое сегодня не забывают: в сентябре в городе проводится фестиваль, посвящённый сбору
винограда (Winobranie), есть музей вина, а гуляя по городу туристы ищут бахусиков ―
пьяных довольных мужичков с виноградными веночками и бокальчиком вина.
Бахус, бог вина, виноградарства и растительности в древнегреческой мифологии, как нельзя лучше
подходит на роль символа Зелёной Гуры.
Главный Бахус (большой) сидит посреди площади, а бахусики (маленькие) разбросаны по всему городу в
самых неожиданных местах. Один из них, например, зачем-то карабкается на башню.
Алкоголь на высоте опасен, скажите ему кто-нибудь!
Wieza Glodowa
"Тааак, значит...Мужчина в полном расцвете сил, без в/п, познакомится с девушкой,
имеющей виноградник, для серьёзных отношений..."
―Шеф, я нашёл его, того гада, что спёр вашу юбилейную бутылку урожая 1150 года!
―Фоткай, фоткай его скорее!
Музей вина ― это одна из экспозиций в местном музее. Находится в старинном подвальчике,
напоминающем винный погреб.
Muzeum Ziemi Lubuskiej: ekspozycja "Muzeum Wina"
Всё лучшее детям, или пропаганда детского алкоголизма в музее Любушского края
И если с вином всё понятно, то найти в соседнем подвале вот такое никак не ожидаешь.
Muzeum Ziemi Lubuskiej: wystawa stała "Muzeum Dawnych Tortur"
Музей пыток ― экспозиция, посвящённая средневековому правосудию.
Как известно, юриспруденция тех времён подразумевала, что главным доказательством виновности
является собственное признание. А поскольку добровольно признаваться в преступлениях или
оговаривать себя соглашались не все, то пытки были вполне обыденной практикой.
Музей представляет собой реконструкцию фрагмента темницы, где содержали осуждённых,
помещения, где проходили суды над ведьмами, ну и естественно, самой комнаты пыток.
На стенах гравюры с подробным описанием что, как и для чего использовалось. А рядом, собственно,
сами экспонаты. Лондонский Тауэр, несмотря на свою репутацию, по сравнению с этим музеем ― просто
детская песочница.
Суд над ведьмами
"Стул ведьмы", он же "кресло допроса". Названия отличаются в разных языках, инквизиция
как бы интернациональным явлением была. Но предназначение и внешний вид абсолютно одинаковый:
кресло с шипами и железным сидением, которое могли нагревать для лучшего эффекта
Рабочее место палача
Следующие 2 экспоната в представлении и инструкции пользователя не нуждаются. Их мы знаем по
книгам, фильмам, историческим документам, они же ― обязательный атрибут любого средневекового
замка в любой европейской стране.
Колодки. Использовались не столько для пыток, сколько для публичных наказаний за незначительные
преступления. В средневековье такая конструкция непременно присутствовала на рыночной площади
любого города.
Дыба. Самое знаменитое приспособление для вытягивания признаний. Деревянный стол, ролики, на
которые наматывались верёвки, привязанные к рукам и ногам допрашиваемого. В этом музее более
усовершенствованная версия, где бонусом идут ещё острые железные шипы. Палач поворачивал ручки
на роликах, натягивая верёвки до тех пор, пока суставы не начинали разрываться. В результате
такой процедуры тело могло вытягиваться до 30 см, а кости ломаться. Если упорствовал и дальше,
то растягивали на дыбе до тех пор, пока руки и ноги в буквальном смысле не вырывались из тела.
Польское название этого девайса мне особенно понравилось: łoże sprawiedliwości.
В музее ещё много всяких экспонатов, но на этом, пожалуй, закончу свой садистский экскурс в
средневековое правосудие. Что интересно, историки ставят под сомнение реальное существование некоторых
вещей из арсенала дознавателей: упоминания о них появились либо в самом конце инквизиции, либо вообще
после неё. И если применение вышеописанных инструментов подтверждают многочисленные исторические
документы, то такая экзотика типа "железной девы" или "медного быка" скорее всего миф. Кстати, как
и знаменитый красный колпак палача: этого элемента одежды никогда не было в реальности. Палачи не
скрывали лиц, все горожане их и так знали.
Всё же надо разбавить мрачную атмосферу посещённого подвальчика ещё парочкой фото зелёного
города, а то боюсь, что особо впечатлительные особы ночь проведут в кошмарах))
Konkatedra św. Jadwigi
Pomnik Andrzeja Huszczy. Памятник зеленогурского гонщику
А ещё Зелёна Гура, оказывается, город-побратим Витебска. Наверное, поэтому в Витебске есть улица
Зеленогурская и ресторан "Зелёная Гура". Как по мне, на этом их культурные связи и ограничиваются.
Но унывать всё же не стоит: лет через 50 Витебск имеет все шансы стать таким же, если уже
сейчас вместо закатанных в асфальт площадей начнут появляться парки и зелёные зоны, а вместо Лениных
и безликих памятников ― памятники тем, кто этого действительно достоин.
Автор: Нэт
Дата публикации: 2023-05-04
|