Часто можно услышать, как некоторые люди жалуются на плохую память. Спешу развеять этот миф: память не бывает хорошей или плохой, она бывает хорошо тренированной или плохо тренированной. Если вы считаете, что у вас "короткая" память, это значит только то, что вам не знакомы мнемотехники и приемы эффективного запоминания.
Общие советы, которые способствуют тому, чтобы держать мозг в тонусе. Они касаются, в основном, образа жизни:
1. правильное питание. Морепродукты, рыба, яйца, злаки, растительное масло, овощи, шоколад улучшают память.
2. больше движения. Спорт и подвижный образ жизни улучшает кровообращение и активизирует психические процессы, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и переработку информации.
3. изучайте новое. Это могут быть иностранные языки, разучивание музыкальных композиций, танцы или даже простое рукоделие. В общем то, что требует постоянного обращения к памяти.
4. больше читайте. В развитии памяти есть одна закономерность: чем больше человек знает, тем легче ему запоминать. Обладателю обширной системы знаний проще вплести в нее новые данные, связать их с тем, что он уже знает.
5. полноценный сон. В среднем взрослому человеку необходимо для сна 7-8 часов в сутки.
6. без вредных привычек. Курение и алкоголь негативно влияют как на внешний вид, так и на умственные процессы и память.
Однако один только здоровый образ жизни не гарантирует феноменальной памяти. Без специальных упражнений и приемов сложно достичь высоких результатов.
Установки на запоминание:
1. понимать и осмысливать то, что собираетесь запомнить. Заучивать, а потом повторять, как попугай, совершенно неэффективно. Чтобы сохранить в памяти информацию, нужно понимать, о чем идет речь. Непонятные идеи быстро забываются. Полезно после прочтения какого-либо материала задавать самому себе вопросы: это поможет проверить усвоенную информацию, а заодно и поупражняться грамотно строить свою речь.
2. интерес, желание, важность информации. Любое пережитое лично вами событие запоминается лучше, чем прочитанное или услышанное от кого-то. Большое влияние на память оказывают мотивы и потребности человека. Вам будет трудно запомнить нормативы прокладки рельсовых путей железных дорог, потому что эта информация вам не нужна. Но железнодорожный инженер, который пользуется нормативами каждый день, помнит их все без специальных усилий. Человек лучше запоминает то, что ему необходимо в повседневной жизни.
Если какая-либо область вам неинтересна, заставить себя запоминать нудные формулировки очень сложно. При подготовке к экзамену, например, попробуйте извлечь пользу из информации, которую вам придется выучить. Подумайте, где она может вам пригодится, либо вообразите ситуацию, где вы сможете воспользоваться полученными навыками.
3. обстановка. Воспоминания привязаны к обстановке, в которой происходило запоминание. Намного легче вспомнить события школьного детства, находясь в классе, где проучился несколько лет, чем сидя в офисе. Обстановка, ощущения, звуки и запахи послужат ассоциациями, которые помогут извлечь события из памяти. Студенту, который готовился к экзамену в пижаме, сидя в постели с чашкой горячего шоколада, лучше всего будет и сдавать экзамен в пижаме, опираясь на подушки и держа в руке чашку.
Приемы мнемотехники
1. визуализация. Замечено, что образ удерживается в памяти гораздо лучше, чем слово. Поэтому
визуализация используется для запоминания словесного материала с помощью эмоциональной составляющей визуальных ассоциаций. Например, запоминая английское слово "watermelon" (арбуз), постарайтесь представить его во всех деталях (арбуз сочный: в нем много "water"- воды; мысленно подержите его в руках, понюхайте, попробуйте на вкус: он большой и круглый; ароматный, сладкий, медовый). Мозг анализирует сигналы с помощью разных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Информация, поступившая от всех сенсорных систем, лучше запоминается.
2. ассоциации. Создание ассоциаций позволяет устанавливать взаимосвязь между людьми, объектами, образами, идеями, находить между ними нечто общее. Все люди связывают объекты и явления со своим опытом. Чтобы эта связь была эффективной, она должна быть значимой, иметь для человека смысл. Некоторые ассоциации возникают естественно и не требуют размышления, а для других понадобится воображение. Например, услышав фамилии Повозкин или Попов, "поиграйте" с образами, соотнеся фамилии с внешностью человека, которого вам представили: полноватый невысокий поп Дмитрий Попов,с бородой и в черном пальто, он едет на повозке вместе с Иваном Повозкиным, высоким худощавым мужчиной лет 45... Вы увидите, как легко и без труда они запомнятся. Термин "катализатор", обозначающий вещество, ускоряющее протекание химической реакции, можно запомнить с помощью слов "катал" и "затор": после добавления катализатора реакция "катилась без заторов".
3. группировка и структурирование. Это способ упорядочить информацию, найти порядок там, где его вроде бы нет. Внимание устроено так, что в его фокусе одновременно могут находиться не больше 5-9 единиц информации: слов, чисел, предметов или идей ("золотое правило" 7+-2). Это ограничение практически невозможно преодолеть, но есть способы его обойти. Для этого достаточно сгруппировать информацию в блоки. Например, в номере телефона +74957894179 содержится 12 единиц информации, а после группировки до +7 (495) 789 41 79 остается лишь 5. И эти пять можно сжать до четырех, если знать, что +7 (495) означает код Москвы. Разделение информации на отдельные фрагменты помогает запоминанию. Например, если вы разделите список покупок на группы товаров в соответствии с магазинами, где они продаются, вам будет проще запомнить его.
4. запоминание цифр. Числа - самая абстрактная информация. Они гораздо менее осязаемы, вещественны, чем слова и имена. Чтобы сделать их конкретнее, можно перекодировать их в образы. Для начала достаточно представить в виде образов десятичные цифры. Один из вариантов такого кодирования — по сходству формы числа с формой предмета. Например: двойка похожа на лебедя, восьмерка - на песочные часы и т.д. Вы можете взять готовую систему или придумать свою, главное, чтобы образы в этой системе были конкретными, представляемыми (имели форму, цвет, возможно, фактуру и запах) и понятными для вас.
5. запоминание списков слов. Умение запоминать списки слов — значимый этап в развитии памяти. Во-первых, это эффектно. Вы можете поразить друзей, повторив продиктованные вам 40 слов. Во-вторых, это позволит вам запоминать список дел на день, план своего выступления, хронологию и т.п.
Существует две основные техники запоминания списка слов: метод историй и метод мест (метод локаций).
Метод историй.
История важна не сама по себе, а как средство связать слова ассоциациями, закодировать их в образы и включить их в эмоционально окрашенные ситуации. Не бойтесь экстравагантности при составлении историй: любая необычная, странная, даже абсурдная вещь запоминается лучше, чем обычная.
К примеру, вам дан список слов:
нефть
стол
таксист
кофе
шифр
дерево
балкон
История может быть такой. Вы в темной портовой таверне. Снаружи шумит море, слышны гудки кораблей и крики грузчиков. У окна стоит бочка с нефтью — ржавая железяка источает резкий, неприятный запах мазута. Бочка накрыта круглым деревянным щитом. За ней, как за столом, сидит грустный таксист в вельветовой куртке и пьет черный кофе. Он за рулем, и поэтому ром, обычный напиток таверны, ему недоступен. Запах кофе смешивается с запахом мазута. Таксист должен забрать из порта пассажира, но не может, потому что фамилия пассажира зашифрована и он не знает шифра. Таксист угрюмо смотрит на желтоватый лист с напечатанной на нем абракадаброй. Но тут вам приходит SMS-сообщение, что ключ к шифру находится на дереве у входа в таверну. В удивлении вы показываете сообщение таксисту и вместе с ним выбегаете наружу. Таксист пытается забраться на дерево, но безрезультатно — ствол гладкий и скользкий. Поэтому он поднимается на второй этаж таверны, выходит на балкон, оттуда перелезает на дерево и забирает конверт с ключом.
Представили себе историю? Теперь повторите список слов. Попробуйте сделать это в обратном порядке.
Получилось? Обратите внимание, что здесь использованы все три принципа мнемотехники: сама история представляет собой ряд ассоциаций, слова кодируются яркими образами, участники переживают эмоции.
Метод локаций.
В отличие от метода историй, где образы связаны сюжетом, метод локаций предлагает расставлять их в знакомом пространстве: в доме, в комнате, на улице или в городе. Начать освоение метода лучше с небольшого, хорошо знакомого пространства. Например, квартиры, в которой вы живете. Представьте, как она выглядит. Выделите места, в которые можно расставлять и раскладывать предметы.
Дан список слов:
фейерверк
функция
апельсин
доктор
автомобиль
журнал
часы
редакция
диван
небоскреб
панно
метеорит
Его можно запомнить следующим образом. Вы заходите в дверь и сразу же натыкаетесь на фейерверк. К скамейке в прихожей прикреплены "китайские колеса". Они крутятся, разбрасывая горячие
искры, и свистят. Прихожая наполнена дымом с резким запахом пороха. В первом отделении шкафа лежит оранжевый и сочный апельсин. Он настолько большой, что для того, чтобы засунуть его в шкаф,
пришлось его сдавить. Кожура потрескалась, и липкий пахучий сок течет в соседнее, второе отделение шкафа, где стоит миниатюрный автомобиль. Кислый апельсиновый сок капает на автомобиль, и его кузов покрывается рыжими пятнами ржавчины. В соседнем отделении шкафа, третьем, тикают большие настенные часы. Они отмеряют время, которое осталось жить стремительно ржавеющему автомобилю. За шкафом стоит вешалка, на которой висит мягкий зеленый диван с бархатной обивкой. Вы входите в жилую комнату. Сразу за дверью -угловая полка. Вы хотите посмотреть, что на ней стоит, но не можете увидеть, потому что она полностью скрыта большим и ярким панно, непонятно зачем сюда повешенным. Вы пытаетесь пробраться к полкам, но панно прибито накрепко. В первом отделении
книжного шкафа функция. Точнее, ее интерактивный график. Чему рад доктор математики, сидящий в соседнем отделении шкафа. Он давно хотел изучить именно эту функцию. Ученый счастлив. Он не собирается расставаться с функцией и долго еще пробудетв этом шкафу. На диване расположился большущий журнал, видимо, принесенный доктором математики. Журнал огромный и тяжелый. Понятно, почему журнал лежит на диване: больше он нигде не поместится. И как только доктор его принес? Вокруг стола сидит редакция этого журнала. Ей не хватило места, и она теснится здесь вся, от главного редактора до последнего курьера, который цепляется за стол, потому что его оттеснила шумная, спорящая о чем-то журналистская братия. На подоконнике рядом со столом стоит макет небоскреба, в который мечтает переехать редакция. Но небоскреб этот имеет такую причудливую форму, что кажется, никогда не будет построен. Видимо, судьба редакции — скитаться по чужим комнатам. Но вот, в углу на комоде стоит что-то любопытное. Это метеорит. Вероятно, он упал совсем недавно, потому что еще горячий и пахнет раскаленным железом. Собственно, метеоритом и заканчивается все любопытное в квартире. Он совсем недавно принесен сюда, и вы остаетесь возле комода, рассматривая интересную находку.
Картина кажется абсурдной, нелепой, несусветной, но тем она и хороша. Такой она легче запомнится.
Главное, чтобы вы расставили предметы в хорошо знакомом вам пространстве, которое можете легко
восстановить в воображении.
Поначалу эти способы кажутся неудобными и затратными по времени, но научившись их быстро применять, доведя до автоматизма, вы будете поражены, насколько легко вы сможете запомнить большие объемы информации.
Единственный способ убедиться в том, что вы что-то запомнили, — воспроизвести это. Без подсказок, в полном объеме, сверив результат с исходным материалом. При проверке запоминания не полагайтесь на ощущение, что вы все запомнили. Почему это так важно? Наверняка в вашей жизни были случаи, когда во время подготовки к экзаменам при повторном чтении конспекта вам казалось, что вы все выучили, но на самом экзамене вам не удалось вспомнить ответ. Дело в том, что узнавание информации и ощущение, что вы ее усвоили, наступают гораздо раньше собственно усвоения и запоминания. То, что материал в учебнике выглядит знакомым, вовсе не означает, что при необходимости вы его вспомните.
Память и интеллект взаимосвязаны: тренируя память, вы тем самым развиваете и свой мозг, не даете ему потерять его уникальные свойства.
И в завершении - примеры известных личностей, чьи мнемические способности потрясают воображение:
Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат. Великий русский шахматист Алехин мог играть по памяти "вслепую" с 30 – 40 партнерами. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Разучивая его произведения, он практиковался в ораторском искусстве.
Моцарт мог в точности записать сложную партитуру, прослушав произведение всего лишь раз.
Интересный случай из биографии пианиста и композитора Сергея Рахманинова приводят многие авторы. Однажды к Танееву должен был приехать Глазунов, чтобы сыграть только что написанную пьесу. Любивший подшутить Танеев спрятал в другой комнате молодого Рахманинова – тогда студента консерватории. Через некоторое время после того как Глазунов окончил играть, Танеев позвал Рахманинова. Юноша сел за рояль и к величайшему удивлению Глазунова повторил полностью его сочинение. Композитор был озадачен: откуда студент мог знать произведение – ноты автор никому не показывал.
Известен репортер одной из московских газет, Шерешевский, которого психолог профессор А. Р. Лурия имел возможность наблюдать в течение почти 30 лет. Выдающаяся память этого человека безусловно относится к самым сильным из всех описанных в литературе. У него границы памяти практически отсутствовали.
Как видим из примеров, возможности человека действительно безграничны. Нужно только научиться ими пользоваться.
Автор: при написании статьи использовались материалы книги Дениса Букина "Развитие памяти по методикам спецслужб" и Анхельс Наварро "Память не изменяет", а также материалы интернет-источников.
Дата публикации: 2015-11-03
|